К содержанию ↓
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гимназия №1


город Балаково Саратовская область

Защита прав ребенка

Информирован, значит защищён.
Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
  • на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
  • на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
  • на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
  • на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
  • на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
  • на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе - среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
  • на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
  • на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
  • на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
  • на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
  • на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет, с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
  • на продолжение образования в образовательном учреждении получающих образование в семье при условии положительной аттестации и решения родителей, либо лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
  • на перевод в другое образовательное учреждение, peaлизующее образовательную программу соответствующего уровня, I при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
  • на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его уставом;
  • на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
  • на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом

Что следует признавать насилием по отношению к ученику?

Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.
Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:
  • угрозы в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.
Представим себе, что работник школы или другого образовательного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?

Ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся.
Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования - ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено.
Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием, или к специалистам по охране прав детей.

Основные права человека

В действующей Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена 2-я глава.
Гражданские права составляют большую часть всех прав и свобод человека, поскольку именно они обеспечивают само существование человека. Так, в соответствии со ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Среди основных прав человека, закрепленных в Конституции РФ необходимо выделить: право на жизнь (ст. 20); на достоинство личности, свободу от пыток, насилия (ст. 21); на частную собственность и ее наследование (ст. 35). Под защитой государства находятся семья, материнство и детство (ст. 38).

С изменением возраста, естественно, насущными становятся другие права, которые также закреплены в Конституции РФ. Среди этих прав можно выделить: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); на неприкосновенность частной жизни (ст. 23); на неприкосновенность жилища (ст. 25); на свободное передвижение по стране, на свободный выезд из страны и беспрепятственное возвращение обратно (ст. 27) и др. Целая группа норм, закрепленных в Конституции РФ, защищает человека, попавшего в различные неординарные ситуации.

Право гражданина на образование является универсальным, что означает возможность его отнесения и к социальным правам, и к культурным.

Данное право получило свое закрепление в ст. 43 Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый гражданин имеет право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии.

Более того, основное общее образование является обязательным, а родители или лица, их замещающие, должны обеспечить получение детьми данного вида образования. Собственно к культурным правам человека можно отнести закрепленное в ст. 44 Конституции РФ право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

В этой же статье содержатся гарантии на свободу различных видов творчества, преподавания.

В Конституции учитываются права для подростков несовершеннолетнего возраста. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый.

Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более "сильных" взрослых.

В этой связи большое значение для несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права и обязанности, которые закреплены за ними в действующих правовых актах.

Перечень международных и российских нормативных правовых актов и рекомендаций, касающихся защиты здоровья, нормального развития и нравственности несовершеннолетних

  1. Конвенция ООН о правах ребенка (статьи 13, 17, 34, 35 и др.)
  2. Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, 12 сентября 1923 г.)
  3. Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (2 декабря 1949 г.)
  4. Венская декларация и программа действий (25 июня 1993 г.), ориентирующая на укрепление национальных и международных механизмов и программ защиты и охраны детей, подвергающихся экономической и сексуальной эксплуатации
  5. Специальный Стокгольмский протокол (1996 г.) к Конвенции ООН о правах ребенка, требующий принять особые меры для защиты детей от сексуальной эксплуатации
  6. Рекомендация 1065 (1987) Парламентской ассамблеи Совета Европы по торговле детьми и другим формам детской эксплуатации
  7. Резолюция № 3 по сексуальной эксплуатации, порнографии и проституции и торговле детьми и несовершеннолетними 16-й Конференции министров юстиции Европы (Лиссабон, 1988 г.)
  8. Рекомендация № R (91) 11 Комитета Министров Совета Европы государствам - членам Совета Европы относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли несовершеннолетними (9 сентября 1991 г.)
  9. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 г.)
  10. Основные направления государственной семейной политики (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. №712).
  11. Закон РФ "О средствах массовой информации" (статья 4)
  12. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (9 сентября 2000 г. № ПР-1895)

Телефоны доверия

Вы можете получить консультацию психологов и педагогов.
Городской телефон доверия: 44 - 63 - 62
Телефон доверия для консультации родителей при МБОУ УМЦ: 44 - 01 - 86
(ежедневно с 17.00 до 19.00 проводятся консультации педагогами и педагогами-психологами для родителей по интересующим их вопросам).


Яндекс.Метрика